I младшая группа «Птенчики»
Родительское собрание «Экологическое воспитание детей дома и в детском саду»
12 марта [вт]
Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Экологическое воспитание -формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, на правленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов . Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков, экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом. В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы. В условиях детского сада ведется большая работа по формированию экологической культуры ребенка. Начиная с раннего возраста, дети учатся наблюдать за явлениями природы, за объектами живой и неживой природы, мы приучаем их проявлять гуманное, бережное отношение. В каждой группе детского сада имеются экологические уголки, где дети не только наблюдают за растениями, но и приобретают навыки по уходу за ними В зимнее время года, мы устраиваем огород на подоконнике, где дети знакомятся с посадкой лука, пшеницы, фасоли и других культур. В старших -подготовительных группах дети получают знания о взаимосвязях животных между собой, животных и растений. Мы даем первые представления о влиянии окружающей среды на развитие живых организмов. Дети получают знания о человеке, как части природного сообщества. Перед педагогами ставится задача, научить ребенка заботится о своем здоровье и здоровье других людей. Основы безопасности жизни - это тоже часть экологического воспитания, так как она направлена на развитие цивилизации. Формирование культуры поведения во взаимоотношениях с другими, навыки культуры общения, проявление гуманного отношения к окружающим людям- все это формирование экологической культуры. Влияние окружающей среды на развитие человека и влияние деятельности человека на окружающую среду- это все задачи экологического воспитания. Изучая литературу познавательного содержания, дети узнают о природных богатствах. Мы рассказываем им о важности бережного и рационального использования природных богатств. Важное значение в экологическом воспитании ребенка имеет развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие его эстетических чувств. Знакомство с художественной литературой, с картинами великих художников, формирование знаний о культурном наследии - все это имеет большое значение в экологическом воспитании подрастающего поколения. Вся эта, безусловно, важная работа должна найти отражение и в семьях наших воспитанников. Ведь главным авторитетом для ребенка являются родители. Именно они, на своем личном примере формируют в ребенке эталоны проявления гуманного, бережного отношения к окружающему миру. На примере родителей, дети усваивают правила и нормы поведения. Великий русский поэт Александр Сергеевич Грибоедов писал «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» Эта фраза должна стать девизом всех родителей. В первую очередь на своем примере родители должны научить ребенка правилам поведения в обществе, взаимоотношению с детьми и взрослыми, со знакомыми и посторонними людьми. Проявляйте вежливость по отношению к ребенку, пусть вежливость станет нормой вашего поведения, и ребенок научится проявлять ее сам. Учите ребенка разрешать конфликты мирным путем, договариваться, обращаться за помощью к старшим. Обратите внимание на то, как вы сами ведете себя в конфликтных ситуациях. Можно прочитать с ребенком художественную литературу нравственного содержания, обсудив ее после прочтения, рассмотреть иллюстрации, либо обсудить произошедшую с ребенком ситуацию, очень нравится детям обыгрывать ситуации с помощью игрушек. Темой для таких игр могут стать «Как Витя жадничал» «Почему плачет Вика» «Как я исправил плохое настроение» и мн другие Обратите большое внимание теме – основы безопасности жизни. Родители должны регулярно обсуждать с ребенком темы «Безопасность на дороге» «Опасные предметы» «Ядовитые растения» « Лекарственные препараты» «Опасности в быту» «Опасные игры»Формирование трудовых навыков в семье Приучайте детей к проявлению самостоятельности. На личном примере формируйте навыки аккуратного, бережного отношения к вещам и предметам. Давайте детям поручения сложить аккуратно игрушки, одежду на полке, совместно с ребенком поточите карандаши, отремонтируйте игрушку. Пусть обязанностью вашего ребенка станет уход за комнатными растениями. Дети могут поливать, рыхлить землю, протирать листочки, опрыскивать. Совместно с родителями можно пересаживать растения, вносить удобрения. Важно научить ребенка заботится о домашних питомцах. Познакомить с условиями хорошего роста растения, с правилами ухода за домашними питомцами. В зимнее время года можно вместе с ребенком устроить огород на подоконнике. Пусть малыш сам посадит лук, фасоль, пшеницу. Обращайте внимание ребенка на результаты его деятельности, поощряйте, пусть ребенок почувствует значимость своего труда ( выращенный лук, можно использовать в пищу) Весной и летом берите ребенка с собой на дачу. Давайте ему посильные поручения и объясняйте важность хорошего ухода за культурными растениями. Чтение художественной литературы В каждой семье имеется домашняя библиотека. Мы покупаем детям художественную литературу, а также литературу познавательного, энциклопедического содержания. Книги- это источник знаний для ребенка. Необходимо регулярно читать детям литературу о природе. Важно, чтобы книга была понятна ребенку, соответствовала возрасту и развитию ребенка. Читайте детям ежедневно, обсуждайте прочитанную литературу. Обращайте внимание на познавательные моменты. Необходимо знакомить детей с богатством природного мира, с условиями окружающей среды. Из книг ребенок узнает о развитии живых организмов, о взаимосвязи растений и животных, о влиянии человека на природу. На примере художественной литературы, можно рассказать о круговороте воды в природе, о значении чистой воды и чистого воздуха на рост и развитие всех живых организмов. Читая книги, дети учатся сопереживать, проявлять заботливое отношение. Наблюдения Собираясь с ребенком на прогулку, продумайте маршрут, решите, с чем вы сегодня познакомите малыша. В зимнее время года можно организовать кормушку для птиц и регулярно вместе с ребенком кормить их. Обсудите, чем можно угостить пернатых друзей. Понаблюдайте, какие есть предпочтения у птиц. Пусть ребенок научится узнавать и называть птичек. Ввесеннее время года понаблюдайте на прогулке пробуждение природы, набухание почек, первые цветы. Можно организовать наблюдение за животными. Весной у них появляются детеныши. Объясните детям, как взрослые животные заботятся о них. Не позволяйте беспокоить маленьких котят, щенят. Пусть дети научатся понимать, что живое существо – это не игрушка. В летний период времени дети обращают внимание на насекомых Расскажите о них, дайте ребенку информацию о пользе насекомых. Не позволяйте убивать их, собирать в коробочки. Если в дом залетела оса, можно открыть окно и выпустить ее, если залетел жук, можно осторожно накрыть его стеклянной банкой и аккуратно поставить лист бумаги между оконным стеклом и банкой, а затем выпустить жука на волю. Вашему примеру в дальнейшем будут следовать дети. Очень полезно организовать для ребенка экскурсию в краеведческий музей. Здесь ребенок может узнать о природе родного края, рассмотреть экспонаты, послушать экскурсовода. Очень показательным для ребенка является участие родителей в озеленении придомовых территорий, участие в субботниках. Правильно поступают родители, когда оказывают помощь в благоустройстве участка детского сада. Изобразительная деятельность Дети старшего дошкольного возраста очень любят заниматься продуктивной деятельностью (лепить, рисовать, делать аппликации и поделки) Пусть ребенок отобразить в своей работе свои наблюдения. Предложите нарисовать объекты живой и неживой природы, сделать аппликацию из засушенных листьев, семян. Можно предложить ребенку изготовить поделку из природного материала. Совместно с ребенком рассмотрите возможные варианты поделок и аппликаций в интернете. Подобно знакам дорожного движения, можно изготовить знаки по правилам поведения в природе и обсудить их вместе с ребенком. Важным является также знакомство детей с картинами великих художников. Посетите, по возможности картинную галерею. Рассмотрите картине и побеседуйте о них с ребенком. Также можно посетить выставки детских работ, это могут быть работы детей занимающихся в художественной школе. Возможно, ребенок проявит интерес к такому творчеству. Опыты, эксперименты Дети очень любят экспериментировать. В настоящее время этому виду деятельности уделяется большое внимание. Опыты и эксперименты активизируют познавательную активность ребенка. В книжных магазинах появилось большое количество детских книг по данной теме. В них подобраны простейшие занимательные опыты, которые позволяют детям получить ответы на интересующие вопросы. Дети учатся предполагать,доказывать, делать выводы. Проведите дома эксперимент по очистке воды, по изучению свойств воздуха, покажите на опыте, как происходит круговорот воды в природе |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.